Среда, 20 сентября 2017 Интервью с автором главного приза фестиваля «Музыка листопада-2017» художником Василием Кротковым (Москва, Россия)
Листопадные аккорды кубофутуризма
ВАСИЛИЙ КРОТКОВ родился в 1959 году. Живет и работает в Москве. С детства любил рисовать и интересовался живописью. Окончил художественную школу. Получил высшее экономическое образование и сделал хорошую карьеру. Однако увлечение живописью заставило изменить жизненную стратегию. Придя в искусство зрелым и состоявшимся человеком, Василий Кротков быстро нашел свой художественный язык. Наследуя традиции русского авангарда начала ХХ века, он творчески переосмысливает и развивает направление кубофутуризма. Наш корреспондент побеседовал с художником накануне фестиваля авторской песни «Музыка листопада».
— Василий, в этом году Ваша картина будет вручена в качестве главного приза на фестивале «Музыка листопада». И, конечно же, всем интересно узнать о художнике — и как о творческой личности, и как о человеке. Расскажите о себе в нескольких биографических штрихах: родился, вырос, мечтал, стал… И, конечно же, — первые уроки рисования, первая выставка, первый успех… — Во-первых, я хотел бы поприветствовать всех читателей газеты «Чудское побережье» и пожелать им здоровья и благополучия. Немного о себе. Я москвич. В детстве закончил художественную школу. Потом получил высшее экономическое образование и сделал хорошую карьеру. Однако увлечение живописью заставило меня изменить свою жизненную стратегию. Я очень хотел творить, и 5 лет назад бросил работу в «народном хозяйстве» и исполнил свою мечту — занялся живописью. Плюс к этому — гены моего деда Василия Садовникова, который был замечательным художником. Кстати, мой дед был участником конкурса на проектирование Мавзолея В.И. Ленина, полная документация которого хранится в музее Ленина среди проектов, отобранных комиссией. Название проекта — «Трибуна». На мой взгляд, это лучший проект, выполненный в модном тогда стиле, русского конструктивизма! — У Вас высшее экономическое образование, позади хорошая карьера. Чем именно Вы занимались и каким образом это связано с нынешним Вашим амплуа? Что повлияло на изменение жизненной стратегии? Почему из экономистов да в художники? — О своей трудовой деятельности много говорить не буду, она обычная для «амбициозного» человека. Скажу лишь, что в своё время я был, пожалуй, самым молодым руководителем на всем постсоветском пространстве, отвечающим за экономику крупнейшего завода. Потом был университет в Вирджинии (США), работа в крупных российских компаниях. Единственное, что тогда связывало меня с моим сегодняшним амплуа — это неудержимое и постоянное желание писать картины. Но не было времени. И было понимание, что живопись нельзя делить ни с кем и не с чем. Тем более, что за эти 30 с лишним лет в моей голове сложилось то, что я теперь называю русский пост-кубофутуризм. — И почему — кубофутуризм? Ведь, казалось бы, как вошёл он в историю изобразительного искусства в начале прошлого века, так там и остался. Чем привлекло Вас это своего рода «четвертование» окружающего мира на плоскости, призмы и другие геометрические фигуры? — Почему кубофутуризм? Здесь, с Вашего позволения, я немного окунусь в историю. Если вспомнить время 100-летней давности, то мы увидим удивительный мир, в котором произошли кардинальные, революционные изменения во всех областях жизни человечества: в науке, машиностроении, энергетике, литературе и общественном сознании. Смена вех, перелом представления о мире. И в это время, группа молодых и талантливых художников и поэтов решила, что настало их время сказать свое слово в искусстве, присоединиться на «своём фронте» к переменам в стране, создать новое направление в живописи, которое в последствии назвали кубофутуризмом. Тогда, фамилии «первопроходцев» были знакомы только узкому кругу лиц, а сейчас мы помним их, как величайших художников русского авангарда: К. Малевич, Д. Бурлюк, Н. Гончарова, О. Розанова, Л. Попова, Н. Удальцова, А. Экстер, А. Богомазов и другие. Они сделали невозможное и соединили несоединимое: французский кубизм и итальянский футуризм. Это было смело, ново и соединяло разнородные, внутренне не связанные и, возможно, несовместимые взгляды, идеи, концепции и стили. Русский кубофутуризм стал совершенно оригинальным явлением, отличаясь радикализмом, постоянно потрясавшим свои собственные основы и выводившим искусство на новые и новые пути. Кстати, кубофутуризм стал как бы переходным этапом к крупнейшим направлениям, созданным русским авангардом — супрематизму К. Малевича, конструктивизму В. Татлина, аналитическому искусству П. Филонова и так далее. Да, кубофутуризм просуществовал не долго, но зерно было посеяно. — Чем Ваш собственный художественный стиль отличается от классического кубофутуризма. Чему Вы научились, к примеру, у Малевича, Бурлюка, Гончарова, Розанова и чему научили бы своих учеников? — Я всегда любил русский авангард, изучал его стили и способы живописи, «штудировал» теорию, так сказать. И мечтал сделать что-то свое. Поэтому, наследуя традиции русского авангарда начала ХХ века, я стремлюсь его творчески переосмыслить и развивать забытое направление в живописи — кубофутуризм. И стиль своей живописи назвал — русский пост-кубофутуризм. Если рассматривать мое творчество с более философской точки зрения, то можно попробовать объяснить его так: раскладывая вселенную на плоскости и грани, я пытаюсь найти в привычных вещах новые смыслы, узнать об окружающем больше, чем видно на первый взгляд. Иными словами, пытаюсь докопаться до сути. Ведь в первую очередь мои работы для меня — попытка понять мир, разделив его на составные части, и затем на холсте собрать его, но уже по-своему. Это занятие оказалось очень увлекательным, и я не оставляю надежды разделить это со своими зрителями. Я стараюсь, чтобы в моих картинах всегда было солнце, потому что оно создает свет, и оно же создает тень. И, как мне кажется, что тот стиль, в котором я пишу картины, наиболее ярко подчеркивает границу между светлым и темным. Мне близки по духу теории авангардистов 100 летней давности, в которых они говорили, что человеком в действительности воспринимается не сам предмет, а сумма лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета и попавших в поле нашего зрения. Я пишу свои картины для того, чтобы людям было интересно на них смотреть, задержаться у картины, подумать, найти для себя что-то новое. Для меня это важно! — Кубофутуризм во всей его рубящей красе понятен не каждому зрителю. Но мастерское исполнение замысла не может не завораживать, и человек невольно задаётся вопросами: как создаются эти удивительные образы? каким мечом или гильотиной надо рубануть время и пространство, чтобы появился перед зрителем образ героя, храма, Вселенной, видимых поначалу только самому художнику? — На этот вопрос мне отвечать наиболее легко. Я пишу ВСЁ то, что нас окружает, но пишу по-своему. Это может быть натюрморт, пейзаж, портрет или, вообще, фантазия. Мои картины, возможно, иногда трудно воспринимаются, потому что я в них не указываю точку обзора или точку зрения. Я хочу совместить все точки зрения для того, чтобы зритель стал частью картины и смотрел на нее как бы изнутри, а не со стороны. Нас окружает очень динамичная жизнь. И в своих картинах я хочу показать не моментальный снимок чего-либо, будь то натюрморт, пейзаж, человек, а динамику этого. Т.е. упорядочить хаос мгновения, который изменится в следующий миг. И мне интересно показать этот миг в развитии, что было до того и что будет дальше. Именно развитие предмета в «четвертом измерении», т. е. во времени, я стремлюсь передать цветом, светом и тенью. А «рубить время и пространство», как Вы образно и красиво сформулировали, мне помогает тот стиль и манера живописи, которые я сейчас развиваю, опираясь на традиции русского авангарда начала прошлого века. — А как Ваше творчество сочетается с музыкой и, в частности, с авторской песней? Кстати, как Вы к ней относитесь? Возможно, Вы сами играете на гитаре и сочиняете песни? Ведь наверняка у вас есть друзья в бардовской среде? — Музыку я люблю, разную, но хорошую. Музыка у меня идёт параллельно с живописью. Я не могу сказать, что являюсь фанатом авторской песни, но глубоко убеждён, что этот жанр очень востребован, имеет огромное количество почитателей, потому что авторская песня — она особенная, пропущенная через нерв исполнителя, связанная невидимыми нитями с каждым из слушателей и находящая отголоски в любой душе. В ней — правда жизни, любовь, боль, радость и печаль! И на фестивале в Тарту мне хочется послушать эти песни, в разных жанрах и на разных языках. Это очень интересно, позитивно, ярко и познавательно! — Приходилось ли Вам раньше бывать в Эстонии, в Тарту? — В Тарту я никогда не был. Но в Эстонии, в детстве, проводил почти каждое лето с бабушкой. Дело в том, что в Нарве у меня очень много родственников, дяди, тёти, двоюродные братья и сестры, их дети! О Тарту мне рассказывала моя мама, она даже ходила там школу какое-то время. Это старинный, красивый европейский город, в котором бережно сохраняется прошлое! — Вот уже несколько лет главным призом фестиваля «Музыка листопада» становится картина какого-нибудь известного художника. В этом году такая непростая миссия возложена на Вас, и постоянные зрители уже в предвкушении: что будет на этот раз? У вас уже есть замысел будущего фестивального шедевра? Какие «аккорды» вы подберёте к нынешней музыке листопада? — Предложение от руководителя фестиваля Людмилы Месропян быть главным художником в 2017 году я принял с радостью и гордостью, потому что это для меня новые впечатления, новый город, новые песни. Огромное спасибо Людмиле за оказанную честь! Конечно, я привезу на фестиваль картину, которая будет вручена мною обладателю Приза зрительских симпатий. Пока Людмила не анонсировала её в СМИ, я не могу назвать эту картину. Но скажу только, что она будет связана с морем. — Да, Ваши работы завораживают и, по выражению одного из авторов статей о Вашем творчестве, даже располагают к «художественной медитации». Какой невидимый лучик с какими Вашими пожеланиями отправится с фестивальной сцены к душам наших читателей, слушателей и зрителей? — С фестивальной сцены я пожелаю всем-всем-всем: любите искусство, цените его и развивайте! Только красота, исходящая от музыки, литературы, живописи, сделает наш мир лучше и чище. Смоет разногласия и границы. Я в это верю! — Большое спасибо за интересную беседу! До встречи на фестивале в Тарту!
Беседу вёл Фёдор Маспанов, редактор газеты «Чудское побережье», обладатель Приза зрительских симпатий фестиваля «Музыка листопада» в 2010 году.
Источник: «Чудское побережье» N9/2017
Comments